Конструкторы и деструкторы

Конструктор

__construct ( mixed ...$values = "" ) : void

PHP позволяет объявлять методы-конструкторы. Классы, в которых объявлен метод-конструктор, будут вызывать этот метод при каждом создании нового объекта, так что это может оказаться полезным, например, для инициализации какого-либо состояния объекта перед его использованием.

Замечание: Конструкторы, определенные в классах-родителях не вызываются автоматически, если дочерний класс определяет собственный конструктор. Чтобы вызвать конструктор, объявленный в родительском классе, требуется вызвать parent::__construct() внутри конструктора дочернего класса. Если в дочернем классе не определен конструктор, то он может быть унаследован от родительского класса как обычный метод (если он не был определен как приватный).

Пример #1 Конструкторы при наследовании

<?php
class BaseClass {
   function 
__construct() {
       print 
"Конструктор класса BaseClass\n";
   }
}

class 
SubClass extends BaseClass {
   function 
__construct() {
       
parent::__construct();
       print 
"Конструктор класса SubClass\n";
   }
}

class 
OtherSubClass extends BaseClass {
    
// наследует конструктор BaseClass
}

// Конструктор класса BaseClass
$obj = new BaseClass();

// Конструктор класса BaseClass
// Конструктор класса SubClass
$obj = new SubClass();

// Конструктор класса BaseClass
$obj = new OtherSubClass();
?>

В отличие от других методов, PHP не будет генерировать ошибку уровня E_STRICT, если __construct() переопределяется с другими параметрами, отличными от тех, которые были объявлены в родительском методе __construct().

Конструкторы - это обычные методы, которые вызываются при инстанциировании соответствующих объектов. Следовательно, они могут иметь произвольное количество аргументов, которые могут быть обязательными, могут быть типизированными и иметь значения по умолчанию. Аргументы конструктора указываются в круглых скобках после имени класса.

Пример #2 Использование аргументов в конструкторах

<?php
class Point {
    protected 
int $x;
    protected 
int $y;

    public function 
__construct(int $xint $y 0) {
        
$this->$x;
        
$this->$y;
    }
}

// Передаём оба параметра.
$p1 = new Point(45);
// Передаём только обязательные параметры. Для $y используется значеие по умолчанию 0.
$p2 = new Point(4);
// Вызываем с именованными параметрами (начиная с PHP 8.0):
$p3 = new Point(y5x4);
?>

Если у класса нет конструктора, или его конструктор не имеет обязательных парметров, скобки после имени класса можно не писать.

Конструкторы в старом стиле

До PHP 8.0.0, классы в глобальном пространстве имен будут интерпретировать метод, названный так же, как класс, как конструктор старого стиля. Этот синтаксис считается устаревшим и будет вызывать ошибку уровня E_DEPRECATED, но всё равно эти методы будут вызываться в качестве конструктора. Если в классе присутствуют и __construct() и метод с именем класса, то в качестве конструктора будет вызван __construct().

Для классов, находящихся в собственном пространстве имён и для всех классов, начиная с PHP 8.0.0, метод названный по имени класса будет игнорироваться.

В новом коде всегда используйте __construct().

Определение свойств объекта в конструкторе

Начиная с PHP 8.0.0, параметры конструктора можно использовать для задания соответствующих свойств объекта. Это довольно распространённая практика, присваивать свойствам объекта параметры переданые в конструктор не производя никаких дополнительных преобразований. Определение свойств класса в конструкторе позволяет значительно сократить количество шаблонного кода для такого случая. Пример выше можно будет переписать следующим образом.

Пример #3 Использование определения свойств в конструкторе

<?php
class Point {
    public function 
__construct(protected int $x, protected int $y 0) {
    }
}

Если декларация аргумент конструктора включает модификатор видимости, PHP интерпритирует его одновременно и как аргумент конструктора и как свойство объекта и автоматически присвоит свойству значение, переданное в конструктор. При этом, если не предполагается какой либо дополнительной логики, тело конструктора можно оставить пустым. Код конструктора выполнится после того, как все аргументы присвоятся всем соответствующим свойствам.

В случае, если необходимо передать в конструктор аргументы, не являющиеся свойствами объекта - это можно сделать. В конструкторе можно задавать как обычные аргументы так и являющиеся свойствами объекта в любом порядке. Аргументы-свойства никак не влияют на код, исполняемый в конструкторе.

Замечание:

Свойства объектов не могут быть типа callable в связи с неоднозначностью которую они представляют для движка PHP. Соответственно и свойства определяемые в конструкторе также не могут быть типа callable. Любые другие декларации типов допустимы.

Замечание:

Атрибуты, заданные для таких аргументов, будут применены как для них самих, так и для соответствующих свойств.

Статические методы создания объекта

PHP поддерживает только один конструктор для класса. Однако в некоторых случаях есть необходимость создавать объект разными путями в зависимости от разных входных даных. Рекомендуемый способ - использовать статические методы как обёртки над конструктором.

Пример #4 Использование статических методов для создания объектов

<?php
class Product {

    private ?
int $id;
    private ?
string $name;

    private function 
__construct(?int $id null, ?string $name null) {
        
$this->id $id;
        
$this->name $name;
    }

    public static function 
fromBasicData(int $idstring $name): static {
        
$new = new static($id$name);
        return 
$new;
    }

    public static function 
fromJson(string $json): static {
        
$data json_decode($json);
        return new static(
$data['id'], $data['name']);
    }

    public static function 
fromXml(string $xml): static {
        
// Put your own logic here.
        
$data convert_xml_to_array($xml);
        
$new = new static();
        
$new->id $data['id'];
        
$new->name $data['name'];
        return 
$new;
    }
}

$p1 Product::fromBasicData(5'Widget');
$p2 Product::fromJson($some_json_string);
$p3 Product::fromXml($some_xml_string);

Конструктор можно сделать скрытым или защищённым для предотвращения его прямого вызова. В таком случае для инстанциации останется только вариант со статическими методами. Так как это методы того же класса, они имеют доступ ко всем его скрытым методам даже если они относятся к разным экземплярам класса. Скрытый конструктор опционален и может присутствовать или отсутствовать по необходимости.

В примере выше три публичных статических метода демонстрируют различные способы создания экземпляра объекта.

  • fromBasicData() принимает явные параметры, создаёт экземпляр класса через конструктор и возвращает объект.
  • fromJson() принимает JSON строку, производит над ней некоторые преобразования, извлекает данные необходимые для создания объекта и, так же как и предыдущий метод, вызывает конструктор и возвращает созданный объект.
  • fromXml() принимает XML строку, извлекает нужные данные и, так как в конструкторе нет обязательных параметров, вызывает его без них. После этого, так как ему доступны скрытые свойства, он присваевает им значения напрямую. После чего возвращает готовый объект.

Во всех трёх случаях, ключевое слово static транслируется в имя класса в котором этот код вызывается. В нашем случае Product.

Деструкторы

__destruct ( ) : void

PHP 5 предоставляет концепцию деструктора, аналогичную с той, которая применяется в других ОО-языках, таких как C++. Деструктор будет вызван при освобождении всех ссылок на определенный объект или при завершении скрипта (порядок выполнения деструкторов не гарантируется).

Пример #5 Пример использования деструктора

<?php
class MyDestructableClass
{
   function 
__construct() {
       print 
"Конструктор\n";
   }

   function 
__destruct() {
       print 
"Уничтожается " __CLASS__  "\n";
   }
}

$obj = new MyDestructableClass();

Как и в случае с конструкторами, деструкторы, объявленные в родительском классе, не будут вызываться автоматически. Для вызова деструктора родительского класса, требуется вызвать parent::__destruct() в теле деструктора дочернего класса. Подобно конструкторам, дочерний класс может унаследовать деструктор из родительского класса, если он не определен в нем.

Деструктор будет вызываться даже в том случае, если скрипт был остановлен с помощью функции exit(). Вызов exit() в деструкторе предотвратит запуск всех последующих функций завершения.

Замечание:

Деструкторы, вызываемые при завершении скрипта, вызываются после отправки HTTP-заголовков. Рабочая директория во время фазы завершения скрипта может отличаться в некоторых SAPI (например, в Apache).

Замечание:

Попытка выбросить исключение из деструктора (вызываемого во время завершения скрипта) вызывает фатальную ошибку.